Экспериментальная деятельность

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.Experimernt1

Для полноценного развития познавательной активности детей были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование». За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И. Савенковым «Методика исследовательского обучения».

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии детей.

Experiment4Особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам. Основные задачи экспериментирования, способствующие полноценному развитию ребёнка – это:

расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль);

развитие у детей умственных способностей;

социально-личностное развитие каждого ребёнка.

Все исследования по окружающему миру с детьми проводились через игры-эксперименты.

Структура проведения игры-экспериментирования заключалась в правильной постановки познавательной задачи, в выдвижении предположений, в отборе способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использовались различные стимулы. Это, прежде всего, новизна, необычность исследуемого объекта, некая тайна, сюрприз, познавательный мотив (почему так?).Experimernt2

Совместная деятельность воспитателя с детьми в исследовательском центре организовывалась один раз в неделю. Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Исследовательский центр оснащен необходимым оборудованием и материалами:

1) приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, песочные часы, разнообразные магниты и т.д.;

2) прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема;

3) природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, скорлупа орехов, семена фруктов и овощей, кусочки коры деревьев и т. д.;

Experimernt34) бросовый материал: кусочки кожи, поролона меха, ткани, пробки и т. д.;

5) технические материалы: гайки, винты, гвозди;

6) разные виды бумаги;

7) красители: акварельные краски;

8) медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, мензурки и т. д.;

9) прочие материалы: зеркала, формочки, поддоны, плоское блюдо, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля и т. д.;

10) игровое оборудование.

Документарное сопровождение эксперимента:

Карта опытно-экспериментальной деятельности МБДОУ № 19 "Золушка" на 2017-2021 учебные годы (просмотреть PDF-копию)

План комплексно-целевой программы экспериментальной работы (просмотреть PDF-копию)

Анализ по экспериментальной деятельности в общеразвивающей группе 4-5 лет (просмотреть PDF-копию)

Методическая работа с педагогами (просмотреть PDF-копию)

Схема эксперимента (просмотреть PDF-копию)