Экспериментальная деятельность
- Подробности
- Обновлено 22.09.2017 05:19
- Просмотров: 1907
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Для полноценного развития познавательной активности детей были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование». За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И. Савенковым «Методика исследовательского обучения».
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии детей.
Особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам. Основные задачи экспериментирования, способствующие полноценному развитию ребёнка – это:
расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль);
развитие у детей умственных способностей;
социально-личностное развитие каждого ребёнка.
Все исследования по окружающему миру с детьми проводились через игры-эксперименты.
Структура проведения игры-экспериментирования заключалась в правильной постановки познавательной задачи, в выдвижении предположений, в отборе способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников использовались различные стимулы. Это, прежде всего, новизна, необычность исследуемого объекта, некая тайна, сюрприз, познавательный мотив (почему так?).
Совместная деятельность воспитателя с детьми в исследовательском центре организовывалась один раз в неделю. Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Исследовательский центр оснащен необходимым оборудованием и материалами:
1) приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, песочные часы, разнообразные магниты и т.д.;
2) прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема;
3) природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, скорлупа орехов, семена фруктов и овощей, кусочки коры деревьев и т. д.;
4) бросовый материал: кусочки кожи, поролона меха, ткани, пробки и т. д.;
5) технические материалы: гайки, винты, гвозди;
6) разные виды бумаги;
7) красители: акварельные краски;
8) медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, мензурки и т. д.;
9) прочие материалы: зеркала, формочки, поддоны, плоское блюдо, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля и т. д.;
10) игровое оборудование.
Документарное сопровождение эксперимента:
Карта опытно-экспериментальной деятельности МБДОУ № 19 "Золушка" на 2017-2021 учебные годы (просмотреть PDF-копию)
План комплексно-целевой программы экспериментальной работы (просмотреть PDF-копию)
Анализ по экспериментальной деятельности в общеразвивающей группе 4-5 лет (просмотреть PDF-копию)
Методическая работа с педагогами (просмотреть PDF-копию)
Схема эксперимента (просмотреть PDF-копию)